Приветствую Вас Гость!

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Оптина пустынь
Собираясь в поездку в Оптину пустынь, решила узнать, почему и зачем люди посещают эти места, что ищут и что находят. Поэтому набрала в яндексе "Оптина пустынь" и пошла шарить по сайтам и блогам. Информации в инете много, есть даже официальный сайт, где приводится история создания, забвения и восстановления этой Обители. Сначала, как и положено почитала историю, потом пошла читать блоги людей, посетивших эти места, но ни в одной записи не нашла того что искала. В основном, люди, побывавшие в этих местах, выкладывают фотографии и пишут, что это "здорово, прекрасно, и что - ЭТО что-то!" Но больше нет никакой конкретики. А мне хотелось иного... Ответов на свои вопросы я не находила. И только теперь, побывав в этих местах, понимаю, что люди просто не могут выразить словами то, что ощутили. На языке верующих - это называется "БЛАГОДАТЬ". А благодать - это особое состояние души, которое словами не выразишь.
И все-таки мне хочется немного написать об этом, вдруг кто-то, как и я, в поисках ответов на свои вопросы, прочитает мою запись и поймет, что эти места стоят того, чтобы там побывать.
Я много раз бывала в паломнических поездках и сделала вывод, что отправляясь в такую поездку надо ехать туда с экскурсией. А самостоятельную поездку лучше совершать уже после того, как тебя провели известными тропами, рассказали, что и как. Но в экскурсионной поездке есть и свой минус - бежишь буквально "галопом по Европе" - не успевая осознать и переварить увиденное, но ведь всегда можно вернуться и уже полностью насладиться тем, чем хочется. Я обычно так и поступаю. И моё ближайшее возвращение в эту Обитель - не за горами.
Я не буду приводить историю Оптиной пустыни, скажу, что находиться она примерно в 250 км от Москвы в Калужской области около города Козельска. На автобусе наша группа добиралась туда 4,5 часа. Я ездила туда с экскурсией, которую организует Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясенево, который еще и является подворьем Свято-Введенского ставропигиального монастыря Оптиной Пустыни. Дорога переносится очень легко, выезд из Храма строго в 8 утра, опоздавших обычно не ждут. В дороге сначала мы слушали молитвы и правила ко Святому Причащению, так как многие паломники едут туда именно с целью исповеди и причащения. Потом экскурсовод рассказала об истории монастыря и о старцах, которые жили там. Не смотря на то, что все это я уже читала в инете - слушать было довольно интересно, тем более что осознаешь, что вот-вот ты все это увидишь своими глазами. В общем, добрались мы довольно легко и 4,5 часа пролетели незаметно.
Разместились в монастырской гостинице, которая представляет собой двухэтажный дом, с маленькими комнатками. Так как гостиница монастырская - в ней существует женская и мужская половина и соответственно мужчин и женщин селят раздельно. На стенде в коридоре можно найти правила проживания в гостинице и расписание Богослужений в монастыре. Одно из правил очень позабавило: запрещается мужчинам заходить на женскую половину, а женщинам на мужскую.
Для того чтобы переночевать - условия в гостинице довольно хорошие, удобные кровати, чистая (на мой взгляд - новая) постель. Я делаю на этом акцент, потому что повторюсь - не раз была в паломнических поездках, и почувствовала разницу.
После расселения, экскурсовод повела нас к скиту, где живут монахи. Вход на территорию скита запрещен для мирских людей, но 4 раза в год в нем проводятся Богослужения, на которых разрешается присутствие мирских. Один из праздников - это день усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября), остальные праздники я, к сожалению, не запомнила. Здесь же на территории скита находится келья Преподобного Амвросия Оптинского, одного из старцев Оптиной пустыни, посетить которую нам разрешили.
Затем мы отправились в монастырскую трапезную на обед. Кормят в трапезной абсолютно всех паломников, независимо от того прибыли они с группой или самостоятельно. Отличие лишь в том, что группы кормят организованно, а паломников, прибывших самостоятельно в определенные часы. Еда очень простая и постная, так как, повторюсь - многие паломники приезжают с целью причастия, а перед причастием, как известно, необходимо соблюдать пост. Если вдруг вы не наелись в трапезной, то можно перекусить в чайной, которая находится в гостинице и где продаются безумно вкусные монастырские пирожки с начинкой на любой вкус. Тут и пирожки с картошкой и с рыбой, и с курагой, и с творогом, и изюмом и много еще с чем. Тут же можно выпить чай или кофе, сок или воду. В общем, с голоду не умрешь. Я даже наоборот объелась, настолько пирожки были вкусные, что не могла устоять перед искушением попробовать все. Для себя решила, что обязательно куплю пирожков перед отъездом в Москву. Но как оказалось - не я одна так решила, и кучу пирожков купить не удалось, поэтому если вам понравятся пирожки - покупайте их с утра, тепленькие и свеженькие. Потом может не достаться.
После трапезы мы отправились на территорию монастыря, где экскурсовод нам показала расположение церквей, их на территории монастыря четыре и есть недавно построенная часовня над могилами трех монахов, которых убили в монастыре во время Пасхи в 1993 году. Это довольно известная история, при желании о ней можно почитать в инете. Потом нам объявили свободное время, и каждый мог заниматься, чем пожелает.
До Всенощной службы оставался еще примерно час времени, и мы решили посетить Святой Источник Преподобного Пафнутия Боровского, который находится недалеко от монастыря в красивейшем лесу. Над источником построена купель, которая разделена на женскую и мужскую половины. Обычно для купания в Святом источнике женщины одевают рубашки. Перед поездкой, записываясь на экскурсию, я спросила, нужна ли рубашка для купания. Девушка, записывавшая меня, ответила, что необязательно, так как купель разделена, и рубашку я не брала. О чем впоследствии пожалела по двум причинам, одна из которых: практически все женщины были в рубашках (от этого ощущается чувство неловкости) и считается, что рубашку эту можно одевать потом, если болеешь, а о второй причине чуть позже.
Купание в источнике - ЭТО что-то! У меня не первый опыт купания в Святых источниках и могу с уверенностью сказать, что после этого испытываешь такое облегчение, как будто с плеч свалилась невероятно тяжелая ноша. Выражение: "гора с плеч" именно об этом. Для купания нужен определенный настрой, так как не всякий рискнет прыгать в холодную воду. Мне было с одной стороны легко (опыт не первый), с другой тяжело - вода холодная. Зато эффект того стоит!!!
После купания мы отправились на Всенощное бдение. Служба проходила сразу в двух Храмах монастыря: в Казанском и в Введенском. Мы предпочли остаться в Введенском Храме, так как именно там я почувствовала себя как дома. Кроме этого, именно в этом Храме хранятся мощи Преподобного Амвросия Оптинского. Четырехчасовая служба пролетела мгновенно. Наверное, впервые, стоя в Храме, я не думала о боли в спине (хотя спина разламывалась). Впервые слезы сами собой катились из глаз от чувства покаяния от редкости посещения Дома Божия. Все чувства и мысли смешивались в кашу, потом раскладывались по полочкам. Осознание того, что ничего не вечно в этой жизни усиливалось. Ощущения невероятные.
После службы вокруг монастыря совершался Крестный ход. А потом можно было отправиться в трапезную поужинать. Трапезной мы предпочли вкуснейшие пирожки с горячим чаем.
Ранняя Литургия в монастыре начинается в шесть утра, затем в восемь и еще одна в десять. Поэтому, если ты ранняя пташка можешь пойти на Литургию в шесть утра, если хочется поспать - в десять. Мы были на ранней Литургии, потому что хотелось потом погулять по монастырю, зайти в другие Храмы и еще раз искупаться в Святом источнике.
Тот, кто хочет исповедоваться и причаститься - прямая дорога в Оптину пустынь. Исповедоваться можно во Владимирском Храме, в котором хранятся мощи семи Оптинских старцев. Исповедь начинается в пять утра и продолжается до двенадцати часов дня. Очереди на исповедь небольшие, так как исповедуют сразу несколько священников. Кроме этого можно исповедоваться и вечером, после Всенощной. Я с большой завистью смотрела на исповедовавшихся. К сожалению, я этого делать не могу, по причине внутреннего барьера, который мне не удается пока побороть, но я к этому стремлюсь... Очень многие из нашей группы уже не впервые посещают Оптину пустынь, исповедуются обычно у одного и того же батюшки, который их знает и знает их боли, беды и печали, который наставляет их на пути к жизни вечной. Отзывы об Оптинских батюшках я слышала более, чем лестные. Паломники буквально благоговеют перед ними. Мы там встретили батюшку, который когда-то исповедовал моего мужа. Это было неудивительно, но очень приятно. Такое впечатление, что встречаешь давно невиденного старого знакомого.
После утренней Литургии мы отправились завтракать все теми же пирожками, а потом пошли гулять по монастырю. Чуть позже искупались в источнике, еще и еще раз ощутив чувство полной безмятежности и благодати. Пообедали в трапезной. Когда выходили из трапезной мне почему-то очень захотелось помочь людям там работающим, и я спросила - не нужна ли помощь? И мою помощь с радостью приняли. Так мне удалось пройти еще и послушание в монастырской трапезной в виде мытья посуды.
В час дня мы собрали вещи и отправились к нашему автобусу. По дороге в Москву посетили еще один монастырь, на этот раз женский, которой находится в селе Шамордино, в 12 верстах от Оптины пустыни. Монастырь производит неизгладимое впечатление. Кто там не был - очень рекомендую!!! Во первых, он поражает своими размерами и великолепием, во вторых, иконами, которые вышивают сами монахини. Работы эти просто шедевральны!!! На территории монастыря три Святых источника. В одном из которых (источник Божией Матери Казанской) можно искупаться. Вот тут-то я во второй раз пожалела о невзятой с собой рубашки, здесь можно было купаться только в ней. Но, я точно знаю, что я еще вернусь сюда, чтобы с чувством, с толком, с расстановкой побыть в этом монастыре, потому что часовая экскурсия для такого монастыря - это ничего!
Из Шамордино мы отправились в Москву. Экскурсовод объявила, что примерное прибытие в Москву - восемь часов вечера, с условием, что не будет пробок. Пробки начались за 95 км до Москвы. Паломники занервничали, предсказывая, что будем теперь не в восемь, а в одиннадцать - не раньше. Я почему-то была абсолютно спокойна. Вспомнила, что когда-то в паломнической поездке в Дивеево экскурсовод нам сказала, что если сто раз спеть слова из акафиста Пресвятой Богородице: "Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором", то все напасти отступят. Я ехала и тихонько напевала эти строки. Не знаю сколько раз я его спела, но из автобуса мы вышли в 20 часов 12 минут.
Сайт Оптиной Пустыни http://www.optina.info/
Сайт Храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясенево http://optina.org.ru/

Источник: http://v-parshina.livejournal.com/15399.html
Категория: Мои статьи | Добавил: Garri (06.07.2011) | Автор: Пишет v_parshina ([info]v_parshina) W
Просмотров: 3436 | Теги: Санаксары, Дивеево, Шамордино, Оптина Пустынь, Паломнические поездки | Рейтинг: 5.0/2